Первые частные фирмы, предоставляющие услуги такси, появились во второй половине прошлого десятилетия. Если вспомнить, что до тех пор Архангельск обходился единственным таксопарком, то динамика роста этой ниши рынка не перестаёт удивлять, особенно приезжих. Год назад владельцы пяти предприятий, создавшие Ассоциацию таксомоторного транспорта, пытались обуздать конкуренцию. Однако к началу лета в Архангельске насчитывалось свыше 20 компаний такси. За июнь — июль открылись ещё четыре.

Пингвины на перекрёстках

Можно ли сказать, что ёмкость рынка исчерпана? А попробуйте заказать поездку в праздник ближе к полуночи! Высока вероятность, что не найдётся ни одной свободной машины.
Есть выход: превратиться в «ручника» или «пингвина» (это синонимы из профессионального жаргона таксистов и диспетчеров). Повезёт, значит, остановите трезвого частника. Процесс формирования рынка продолжается, а выяснить закономерности его эволюции можно лишь изнутри сообщества людей, которые хорошо знают, чего стоит нелёгкий хлеб диспетчеров и водителей.
Предлагаю зарисовки. Взгляд из диспетчерской, где непрестанно раздаются телефонные трели . Обобщения руководителя недавно созданной компании. Серия наблюдений водителя-профи — стабильно удерживая высокую позицию в рейтинге, он работает как «вольный художник». Три персонажа повествования о жизни архангельского такси дадут вдумчивому читателю немало маркетинговой информации.

Какой звонок выбрать?

Ася ЯКОВЛЕВА пришла в диспетчерскую после колледжа, ещё не определившись, нужно ли ей высшее юридическое образование. Сейчас собирается учиться менеджменту, а наиболее удачным витком карьеры в ближайшей перспективе считает управление компанией такси.
Иногда в диспетчерской зависает тоскливая тишина: нет заказов — не будет выручки. Можно предсказать проигрышные дни: в хорошую погоду, в выходной, после праздников. Ажиотаж — в дождь, метель, гололёд, с вечера пятницы до вечера субботы, самый «сенокос» — на пике народных гуляний.
Обычная смена. Звонят сразу два стационарных телефона и один мобильник. Снять трубки одну за другой: «Такси-плюс», здравствуйте! Минуточку». Предельная концентрация: чётко назвать марку, номер и цвет машины, не перепутать адрес, а, бывает, объяснить водителю, где у нас улица с дивным названием Овощная. Пожелать доброго пути. Быстренько занести данные в сводку. Переключиться. Снова телефон: «Девушка, нужна машина! Что? Да не знаю, где нахожусь! Тут какие-то цистерны…». Откуда берётся недюжинный заряд юмора и дружелюбия, чтобы не сорваться на очередного нетрезвого клиента, требующего новенькую иномарку к парадной?
— А куда едете?
— Не важно куда, сами разберёмся с водителем.
— Простите, я должна знать, где у меня освободится машина.
Выдержка, ещё раз выдержка и обострённая интуиция — чтобы водитель не нарвался на криминал. Совсем недавно в Цигломени снова убили таксиста… Водители и не рвутся на дальние расстояния, где даже полный тариф не оправдывает пустого пробега в одну сторону. Самые выгодные заказы даёт центр города и непосредственно прилегающая к нему территория — от Соломбалы до Галушина.
Ася начинала в 2001 году в раскрученной компании « Такси-блюз >». Голова в голову двигалась «< Такси-плюс >», чуть позднее возникли «< Снежок >», «< Архангельск >»… Водители дежурили у домашних телефонов, диспетчер принимал заказ и звонил в нужный район. Рации, компьютерные программы, мини-АТС, сотовая связь — всё это пришло позднее.

Нить взаимоотношений

В < такси > работают разные люди: инженеры, врачи, бывшие милиционеры и бывшие заключённые. Кто-то пришёл подработать и вскоре отказался от беспокойной жизни, кто-то втянулся, остался и не мыслит себя в другой среде.

Руководитель фирмы «Белые ночи» Валентина ЗАВАДСКАЯ создала дело по совету дочерей-диспетчеров. Новое занятие оказалось более выгодным и увлекательным, чем торговля, которой она отдала годы. Вложив все свободные сред­ства, начинали с пяти-семи заказов в сутки, сейчас в среднем по 400, вышли на уровень рентабельности. Валентина Владимировна считает, что без своего парка выжить нельзя. Единственное исключение — < такси > «Олимп», которое поднялось благодаря исключительно сильному менеджменту.

Для устойчивого развития, считает Завадская, нужны высокая квалификация и добросовестность персонала. Как могли, удерживали лучших. В архангельском такси, где ротация кадров — явление постоянное, особо одарённых и опытных диспетчеров (каждый — прирождённый психолог и дипломат) усиленно переманивают, зная, что вслед за ними в компанию придёт целая команда квалифицированных водителей. В такси благоприятная конкурентная среда, считает директор фирмы. Сложились даже содружества компаний. Неприязненных отношений у «Белых ночей» нет ни с кем. Более того, Валентина Владимировна получала ценные советы и в «Блюзе», и в «< Снежке ». Частник видит упадок первым Бюджет компаний формируется частично за счёт аренды фирменных машин, частично - за счёт заранее оговорённой доли выручки, которую сдают водители-частники. В среднем их «дань» балансирует на гарни 18 процентов. Нередко владельцы личных автомобилей работают как индивидуальные предприниматели, вступая в договорные отношения с фирмой. Они всегда ищут более выгодных условий соглашения. Крупные устойчивые компании, подобные «Русскому такси» (более 2 тысяч заказов в сутки) не в такой степени зависят от линии поведения «вольных стрелков», как мелкие, где нет своего транспорта. Каждый год одна-две из них распадаются, но тут же на рынок выходят новые. Залог успешного старта - вложения в персонал, считает потомственный водитель Сергей. Его отец работал в такси с начала 60-х. Сын усвоил профессиональные знания и этику в ранней юности. Не допустит и малейшей неисправности в своём автомобиле. Восемнадцать лет водительского стажа, из них двенадцать - в такси. «Прослеживаются интересные тенденции, - считает он. - У каждой компании есть свой предел насыщения. Все «монстры» переживали пики подъёма, затем следовал спад… Конечно, порой его причиной была излишняя экономия на парке автомобилей, но не менее серьёзная ошибка - не вкладываться в персонал. По-моему, количество пассажиров растёт не слишком быстро, и с появлением каждой новой фирмы где-то снижается спрос. Важно выяснить, что привлекает клиентов, придирчиво относиться к подбору персонала и ни в коем случае его не перегружать! Режим диспетчерской сказывается на нервной системе, а лишний выезд водителя может обернуться трагедией. Падение стабильного числа вызовов - даже на десять заказов в сутки - тревожный признак! Опытные частники уходят первыми в поисках наиболее выгодных условий. Они предпочитают фирмы с прозрачной схемой расчетов, где главным критерием отбора является профессионализм. Возможно, когда-нибудь у нас снова будет высокий конкурс на право работать в такси. Вполне вероятно, что со временем в Архангельске, как в Нью-Йорке, действительно появится квота на общее количество пассажирских легковых автомобилей. Только пока процедуры регистрации и лицензирования водителей будут оставаться многоступенчатыми и дорогими, никакой разумный порядок несовместим с практикой». Водительские приметы Первый пассажир богатый, платит щедро - день задался. Пассажир не вышел или учинил скандал - жди сплошных неприятностей. Надо «перебить масть» - попить кофе с хорошим человеком и только потом принять следующий заказ: масть пошла - значит, всё нормально. Таксисты 60-х считали самым дурным предзнаменованием скупого мужчину с портфелем - особенно в очках, шляпе и двубортном костюме. Красивая и расточительная женщина на первом же вызове означает, что пустых заказов не будет - ни одного. За такую даму настоящий таксист готов биться на турнире! Адреса «добрых фей» запоминают особо. Светлана КОРЕЛЬСКАЯ, отдельное спасибо Чипу и Дейлу - архангельским таксистам Источник информации : Бизнес-класс Архангельск — еженедельник деловых кругов Архангельской области — № 26 (262) * 11 июля — 17 июля 2005 года