Сегодня в здании правительства Архангельской области состоялась пресс-конференция по итогам рассмотрения проекта областного закона о такси. Теперь каждая машина должна будет иметь специальное разрешение на перевозку, водители — с минимальным стажем от трех лет. Легковой автомобиль должен быть оборудован «шашечками» и опознавательным фонарем оранжевого цвета, таксометром. А каждые полгода автомобиль обязан проходить государственный техосмотр. Реформа начнет работать с 1 сентября.

Проект областного закона «Об организации деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Архангельской области» был одобрен 9 августа на заседании регионального правительства. Принятие областного закона обусловлено необходимостью реализации статьи 9 Федерального закона № 69 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которая регламентирует деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. На вопросы журналистов отвечали замминистра промышленности, транспорта и связи Василий Бойко и начальник отдела наземного и воздушного транспорта Михаил Мартынов.

Из ответов стало понятно, что за каждую лицензию необходимо заплатить 1000 рублей. Выдаваться она будет на пять лет. Оформляться — в течение месяца. В какую сумму выльется техосмотр и переоборудование таксопарка, никто не считал. Что касается суммы в тысячу рублей, то каждый регион сам определяет размер оплаты за лицензию, которую будут выдавать непосредственно в самом министерстве промышленности, транспорта и связи Архангельской области. Некоторые регионы, такие как Москва и Санкт-Петербург, отказались от дани. Лицензию там будут выдавать бесплатно. Что касается Архангельской области, то пока владельцы такси из районов будут приезжать за разрешением непосредственно в Архангельск либо присылать по почте необходимую документацию.

Главная идея перемен: сделать перевоз пассажира максимально безопасным. В случае нарушений штраф по КоАП будет взиматься как с водителя, так и с владельца такси. Другой вопрос в том, что алгоритм отслеживания безопасности до сих пор не отрегулирован и даже не прописан. Механизм контроля и наказания за нарушения официально будет известен и начнет работать не раньше января 2012 года.

И начнет ли работать? Вот главный вопрос. Если вам предлагают за меньшую сумму без «шашечек» или с отключенным таксометром проехать, то вполне себе можете рисковать. Именно так формулируют чиновники отношение к «нелегальным» таксистам. Мол, согласился на такие условия, сам понесешь ответственность. Но где гарантия, что каждый пассажир отслеживает правила, по которым должны быть оборудованы легковые автотакси? По незнанию сядет в салон и беды не оберется. А сотрудники ГАИ не каждую машину останавливают и проверяют.

Отсутствие отрегулированного механизма контроля за тем, как на практике будет работать закон, не удивило журналистов. Возмутило другое: под предлогом неожиданных финансовых вложений для частных перевозчиков они могут «загнуть» куда большие цены, чем те, что есть сейчас. Это при том, что существует куча других проблем, которые бы действительно стоило отрегулировать. Тариф за километр каждый частник будет устанавливать индивидуально. Что называется, рынок отрегулирует цены. Так вот порой придется соглашаться и на нелегальный перевоз.

Учитывая, что в часы пик или непогоду в такси в принципе не дозвониться по полчаса-часу, то волей-неволей поедешь на том, что есть. Таким образом, под видом безопасности для пассажиров и устранения с улиц «бомбилам» произойдет как раз обратная реакция. Нелегалов станет больше, предлагать они будут более низкую цену. А те, кто начнет зависеть от лицензий и прочих инстанций, где придется потратить кучу времени, а то и денег, учитывая уровень коррупции в стране, либо уйдут с рынка, либо предложат неоправданные ценники.

Очередная имитация бурной деятельности законодателей ничего кроме геморроев как пассажирам, так и частным предпринимателям не принесет. Идеальный вариант такси давно уже существует в продвинутых странах Востока или в том же Нью-Йорке. Частные лица оформляют разрешение на перевоз и все. Вышел на улицу, «проголосовал» и поехал. Никаких звонков диспетчерам, никаких посредников. Но Архангельск не Нью-Йорк.

Проект областного закона будет рассмотрен на ближайшей сессии Архангельского областного Собрания депутатов 21-22 сентября. Но вряд ли прямо там примут какие-то значительные и стоящие изменения. Скорее всего, после бурных дискуссий либо единогласно проголосуют за, либо против. Вряд ли кто-то предложит рассмотреть свой отдельный законопроект со своими правилами регулирования пассажироперевозок. Проще подчиниться пришедшему «сверху» федеральному закону, который потом и обвинять во всех грехах и бедах.

Источник информации: «Эхо Севера»